Непедагогично, зато честно: о личных историях учеников, проверке на прочность и любви к переменам

Непедагогично, зато честно: о личных историях учеников, проверке на прочность и любви к переменам
Фото: 2goroda.ru

«Не будешь гнобить детей, и насаждать им свой авторитет — заслужишь уважение», — так считает Анна Филиппова. Она нашла себя в педагогике поздно — в 30 лет, но меж тем успела все наверстать: одна из первых получила высшую категорию «социальный педагог» и ученую степень. О личных заслугах не распространяется, шутя: «Чтобы не вводить людей  в ступор». Анна Борисовна не любит стабильность, без страха уходит с насиженного места, покоряя новые вершины своей карьеры. Накануне профессионального праздника Дня учителя мы задали ей стандартные вопросы, на которые получили весьма неординарные, а порой и непедагогичные ответы.

Нынешние дети радуют или огорчают? Они, как и мы в свое время, шаловливые. И я с уроков сбегала! Мне нравится современная молодежь, она открытая. В отличие от взрослых, дети говорят правду, пусть ее и не всегда приятно слышать.   

Открыты к общению реальному или виртуальному? Могу только сказать, что я сама провожу в соцсетях достаточно много времени. Мне нравится интернет, он дает возможность общаться. Сегодня я переписываюсь с людьми из Франции, Барселоны... общаюсь виртуально и с бывшими учениками. Мне интересна их жизнь.

Бывшие ученики удивляют? Один из моих учеников жил у меня две недели, так как его выгнали из дома родители. Ситуация там была сложной, и казалось, что все безнадежно. Но сегодня это успешный молодой человек, который работает фотографом в СМИ. Я вижу его успехи благодаря соцсетям. Помню свою бывшую студентку с непростой судьбой. Раньше она стеснялась демонстрировать свои способности. В свое время мы с ней стали победителями в районном конкурсе социальных проектов, затем были в Ханты-Мансийске, где тоже заняли призовое место. Сейчас моя ученица успешный имиджмейкер-стилист. Мы с ней друзья.

Что сегодня нужно ученику? Свободу. Если ребенок не вписывается в наши рамки, то мы ему приклеиваем штамп «он плохой и в жизни ничего не добьется». Так нельзя, это же все временно.

Какие дополнительные предметы нужны в наших школах? Предметы, где можно было бы во всех направлениях себя попробовать. Часто родители говорят: «Мой ребенок бегает из кружка в кружок». Да пусть бегает и ищет себя! Также обязательно должен быть предмет, где будут учить любить себя. Я бы не хотела говорить банальные фразы и обучать семейной жизни. Этому сложно научить. Но вот научить любить себя и понимать того, кто с тобой рядом, очень важно. Это может быть психология, философия, а может и «клубок» из смежных дисциплин. Мне нравится изучать вербальное и невербальное общение. Это когда ты понимаешь, что человек тебе говорит одно, а его тело — совершенное другое. Я думаю, что это будет очень интересно подросткам, тем более они меня часто спрашивают: «А как мальчика/девочку выбрать? А как ему/ей понравиться?».

Карьера педагога была непростой? Мой первый директор школы поселка Коммунистический Людмила Самоловова как-то сказала, что мой путь в школу был очень долгий. Я себя нашла в педагогике только в 30 лет. В школу пришла лишь по одной причине — не было никакой другой работы. Мне предложили должность социального педагога в Коммунистическом. Начинала с нуля, так как эта должность впервые вводилась в районе, поэтому все приходилось изучать «методом тыка» и использовать свой жизненный опыт. Но я благодарна судьбе за то, что попала в эту сферу. Социальный педагог — это работа с проблемами. Я нашла свое предназначение — помогать другим.

Самые частые проблемы школьников? Взаимоотношения «дети-родители» и «дети-учителя». Школьники жалуются на непонимание и несправедливость. Это вечные проблемы, и, наверное, каждое поколение через это проходит.

Случай, который не забывается до сих пор? У девочки из нашей школы была попытка суицида. Я рада, что смогла тогда помочь. Сегодня этой девочке уже больше 30 лет, и мы до сих пор общаемся. Она называет меня мамой, а я ей периодически помогаю, чем могу. У нее был очень сложный жизненный путь…

Почему люди вам открываются? Мне как-то давно незнакомые люди на одном из семинаров сказали, что я очень добрая. Также я, наверное, достаточно искренняя, насколько это рамки позволяют, и не стесняюсь рассказывать о том, какие проблемы были в моем детстве. А это способствует хорошим взаимоотношениям. И я всегда думаю, как бы поступила на месте ребенка. Мы же, взрослые, говорим детям: «Вот этого делать нельзя, вот я в твои годы...». Я так не говорю, а вспоминаю, как сама висела на заборе, зацепившим платьем за гвоздь, лазила по курятникам и крышам, воровала яблоки с другими ребятами в чужом саду, потому что они казались намного вкуснее, чем в своем.

Почему через восемь лет сменили школу на университет? Потому что понимала, что исчерпала себя, и больше ничего интересного там для меня нет. Я никогда не соревновалась ни с кем, но вот достичь определенного личного уровня мне очень хотелось. В 2004 году начала работать в РГСУ, и я очень благодарна, что меня взяли на работу.

Чем отличалась новая работа от прежней? Работа в высшем учебном заведении — это творческая работа. Там меня ничем не ограничивали. Я преподавала предметы по социальной работе, философию и педагогику. В это же время получила ученую степень кандидата философских наук. Ну и, конечно, в высшем учебном учреждении люди рассуждают больше. С детьми в школе я накопила опыт, а там его уже передавала. И не только профессиональный, но и жизненный.

Как выстраивали свои уроки? Я всегда говорила студентам, что мне не нужна зубрежка. Мне нужно понимание. Только оно дает прочные знания. У меня ни один урок не повторялся. Может, тема одна и та же, но сами рассуждения всегда разные. Ты задаешь тему и смотришь, к чему приведут рассуждения. У меня однажды ученики спорили до такой степени, что чуть не подрались, был такой накал страстей, когда они доказывали свою истину. Вот это важно.

После РГСУ где себя нашли? Потом я проработала два года преподавателем в « Советском политехническом колледже». Вела дисциплины: «эффективное поведение на рынке труда», «педагогика», «философия». Там тоже получила колоссальный опыт. В колледже концентрация детей подросткового возраста, это переломный период: еще не взрослые, но уже не дети. Такая ломка происходит, ломают и тебя и себя. Причем я преподавала и в группах, где были одни мальчишки.

Смогли найти с ними общий язык? По-разному. Где-то злилась, приходила домой и плакала, сама себя «ела». Думала, почему не так как надо получается, ведь за плечами большой педагогический опыт. Было сложно переключиться с взрослых на детей. Полгода ушло на адаптацию на новом месте. Со многими поговорила, спросив напрямую: «Что во мне не так?». В ответ услышала, что меня проверяют, насколько хватит моего терпения. Когда я внутренне встала на их позицию и подумала, что, возможно, сама бы так себя вела, то я успокоилась и поняла, что это обычные дети. На втором году преподавания многие студенты после занятий меня благодарили за урок. Это дорого стоит.

Но все же ушли из колледжа? Не скрою, мне было очень жаль, но это было мое решение. Меня пугает стабильность, люблю развитие и перемены.

Конфликт между учениками. Как быть педагогу? В каждом классе бывают такие случаи. Я всегда старалась создавать «ситуацию успеха» для тех, кого ученики не принимают. Что это значит? Я задаю вопрос, на который ученик точно ответит. Здорово видеть эти горящие глаза ребенка и разинутые рты его одноклассников, которые думают: «Ого! Ничего себе! Маша-то смогла! Она вон что знает!». И сразу заметно другое отношение. Бывало, прекращала ссоры одним волевым решением. Все по-разному, в зависимости от ситуации.

А почему сегодня не многие учителя вникают в проблемы учеников? Мне кажется, что это внутреннее состояние учителя. Если я не могу спокойно относиться к тому, что при мне кого-то унижают, обижают, то никогда не пройду мимо. Это мое состояние. Не важно, где это происходит. Я иду по улице, слышу подростков, которые нецензурно выражаются, всегда подойду и скажу, что так делать нельзя. Что удивительно, ни разу не было грубого ответа. Может быть, потому, что я говорю это не со злобой, без нотки нотации…  

ЕГЭ или старые добрые экзамены? Я закончила в свое время 8 классов и сдавала экзамены. Когда я получила «отлично» за изложение и математику, моей радости не было предела. Сегодня ЕГЭ могут быть обставлены очень серьезно. Больше внимания на внешние атрибуты: детей проверяют еще на входе в класс, забирают гаджеты, чтобы они не смогли списать. А в принципе, почему и нет? Почему не дать возможности ребенку где-то подсмотреть… Мне кажется, что ЕГЭ может и успешного ученика привести в ступор. А когда ты видишь глаза экзаменатора, когда он тебя подбадривает, задает наводящие вопросы, тогда у тебя все шансы получить положительную оценку. И к тому же, где еще учиться общению при стрессовых ситуациях, как не на экзаменах?

Каким видите педагога 21 века? Добрым, неравнодушным и профессионалом своего дела. Он должен следить за собой и быть всегда в хорошем настроении. Меня всегда удивляет, когда педагоги говорят: «У нас маленькая зарплата». Не устраивает — уходите в другое место. Всегда есть выбор. Я из педагогики уходить не собираюсь, на данный момент открываю техникум. Сама буду руководить. Хотя, честно, не очень хочу это делать, потому что мне жалко будет наказывать людей. Есть определенный опыт, когда я принимала решение и говорила людям, что мы с ними больше не работаем. Мне было больно.

Каким не должен быть учитель? Склочным, выяснять отношения на работе. Педагогический коллектив немного сложный, хотя у меня не было проблем ни с кем из коллег. Если что-то касалось работы, то всегда была готова выслушать. Но если я не нравлюсь кому-то, то это не мои проблемы.

Что пожелаете коллегам в праздник? Профессионального счастья и найти себя. Профессия педагога позволяет нам расти и узнавать свой предмет, учеников, себя… Это очень важно!

 

КАТЯ ЧЕХОВА

ФОТО: АНТОН ЛИПАТОВ

ИА «2 ГОРОДА»

 
По теме
Тому, как помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, каким образом организовать социально-психологическую поддержку таких учеников в школах, учились педагоги Нижневартовска на семинаре у Ольги Кардашиной,
К участию допускаются работы разных направлений: патриотизм и историческая память, образование и знания, правовое просвещение, наука и технологии и другие.
3435 детей предпочли домашним посиделкам пребывание в школе. В этом году для ребят открыли двери 24 лагеря в городских и сельских поселениях муниципалитета.
Госинспекция труда рассказала о причинах несчастных случаев на производстве в Югре - РИЦ Югра Автор: служба информации РИЦ «Югра» Автор фото: Центр социальных медиа Югры О производственном травматизме и мерах профилактики рассказал на пресс-конференции в РИЦ «Югра» заместитель руководителя Государственной инсп
РИЦ Югра
В дежурную часть ОМВД России по Сургутскому району поступило сообщение от 68-летней жительницы г. Лянтора по факту совершенных в отношении нее мошеннических действий.
УМВД по Ханты-Мансийскому АО - Югре
Природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства в сфере промышленной безопасности, а также лицензировании отдельных видов деятельности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Прокуратура
Ирина Григорьевна Легойда - Окружная больница В Нижневартовской окружной клинической больнице проводили на заслуженный отдых медицинскую сестру хирургического отделения № 2 Ирину Григорьевну Легойда.
Окружная больница
Сквозной проход через кабинет неотложной медицинской помощи закрыт. Отныне в фильтр – бокс могут зайти только пациенты с первичными признаками ОРВИ и гриппа.
Городская детская поликлиника
Критический осмотр миловидной собеседницы самого что ни на есть интеллигентного вида заставил выдать первую реплику: – Знаете, а вы ничуть не похожи на Ивана Савельевича… – Простите?
Местное самоуправление г. Ханты-Мансийск